Главная страница
 

Законы: Закон Московской области: Об особо охраняемых природных территориях (№ 96/2003-ОЗ)


Номер: 96/2003-ОЗ
Введен в действие: 07/23/2003
Скачать файл с нормативным документом

Закон Московской области от 23 июля 2003 г. N 96/2003-ОЗ
"Об особо охраняемых природных территориях"
(принят постановлением Московской областной Думы
от 2 июля 2003 г. N 2/63-П)

 
 
     Статья  1. Основные понятия                                        
     Статья  2. Общие положения                                         
     Статья  3. Категории   особо   охраняемых    природных    территорий
                Московской области                                      
     Статья  4. Зонирование особо охраняемых природных территорий       
     Статья  5. Полномочия Московской областной Думы в сфере организации,
                охраны  и  использования   особо   охраняемых   природных
                территорий                                              
     Статья  6. Полномочия  Правительства  Московской  области  в   сфере
                организации,  охраны  и  использования  особо  охраняемых
                природных территорий                                    
     Статья  7. Полномочия    центрального     исполнительного     органа
                государственной      власти      Московской      области,
                осуществляющего   деятельность   по   управлению    особо
                охраняемыми природными территориями областного значения 
     Статья  8. Полномочия органов местного самоуправления  муниципальных
                образований Московской  области  в  сфере  организации  и
                использования особо охраняемых природных территорий     
     Статья  9. Планирование   развития   особо   охраняемых    природных
                территорий                                              
     Статья 10. Организация особо охраняемых природных территорий       
     Статья 11. Охранные зоны особо охраняемых природных территорий     
     Статья 12. Финансирование особо охраняемых природных территорий    
     Статья 13. Резервирование   земель   в   целях   организации   особо
                охраняемых   природных   территорий   и   увеличения   их
                территории                                              
     Статья 14. Основания   упразднения   особо   охраняемых    природных
                территорий в Московской области                          
     Статья 15. Природные парки                                         
     Статья 16. Государственные природные заказники                     
     Статья 17. Памятники природы                                       
     Статья 18. Дендрологические парки и ботанические сады              
     Статья 19. Лечебно-оздоровительные местности и курорты             
     Статья 20. Природные микрозаповедники                              
     Статья 21. Особо охраняемые водные объекты                         
     Статья 22. Прибрежные рекреационные зоны                           
     Статья 23. Особо охраняемые геологические объекты                  
     Статья 24. Пригородные зеленые зоны                                
     Статья 25. Городские леса и городские парки                        
     Статья 26. Природно-исторические комплексы                         
     Статья 27. Охрана особо охраняемых природных территорий в Московской
                области                                                  
     Статья 28. Вступление настоящего Закона в силу                     
 
 
Настоящий Закон регулирует отношения в области организации, охраны, использования особо охраняемых природных территорий областного и местного значения в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, экологического воспитания и просвещения населения.
 
 
Статья 1. Основные понятия
 
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
 
особо охраняемая природная территория областного или местного значения - участок земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, который изъят решением органа государственной власти или решением органа местного самоуправления муниципального образования Московской области частично или полностью из хозяйственного использования и для которого установлен режим особой охраны;
 
режим особой охраны - система ограничений, устанавливаемых в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, в отношении хозяйственной и иной деятельности, если она противоречит целям организации особо охраняемой природной территории;
 
охранная зона особо охраняемой природной территории - участок земли и водного пространства, прилегающий к особо охраняемой природной территории, предназначенный для ее защиты от загрязнения и другого негативного воздействия;
 
схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий - утверждаемая Правительством Московской области или органом местного самоуправления муниципального образования Московской области документация (план) по организации, размещению и развитию особо охраняемых природных территорий в Московской области, включающая графический и текстовый материал;
 
резервируемые земли - земли, на которых предполагается организация особо охраняемой природной территории;
 
комплексное экологическое обследование территории - сбор, изучение и обобщение информации о природных и природно-антропогенных комплексах и объектах в местах предполагаемой организации особо охраняемой природной территории, об их природоохранном, научном, эстетическом, рекреационном, оздоровительном значении с целью последующей разработки документации, обосновывающей необходимость организации особо охраняемой природной территории;
 
положение (паспорт) особо охраняемой природной территории областного или местного значения - правовой акт, утверждаемый соответственно Правительством Московской области или органом местного самоуправления муниципального образования Московской области, содержащий сведения о наименовании, местонахождении, площади, границах, режиме особой охраны конкретной особо охраняемой природной территории, природных объектах, находящихся в ее границах, функциональных зонах, иную информацию.
 
 
Статья 2. Общие положения
 
1. Отнесение особо охраняемых природных территорий в Московской области к землям особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
 
2. Земельные участки в составе особо охраняемых природных территорий областного и местного значения, а также здания, сооружения и помещения, находящиеся в оперативном управлении государственных или муниципальных природоохранных учреждений особо охраняемых природных территорий, приватизации не подлежат.
 
3. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
 
4. Особо охраняемые природные территории областного и местного значения могут организовываться как с изъятием земельных участков у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, так и без такового.
 
5. Для охраны и обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий могут создаваться государственные и муниципальные природоохранные учреждения.
 
6. В границах особо охраняемых природных территорий областного и местного значения в соответствии с их категорией, положением (паспортом) и функциональным зонированием могут выделяться земельные участки с объектами инфраструктуры или без таковых, предназначенные для сдачи в аренду гражданам и юридическим лицам в целях организации регулируемого туризма и отдыха, иной деятельности, не противоречащей режиму особо охраны и целям особо охраняемой природной территории.
 
7. Размещение объектов, обеспечивающих функционирование особо охраняемых природных территорий, осуществляется на специально выделенных участках, не включающих особо ценные экологические системы и объекты.
 
8. В состав предпроектной и проектной документации на строительство объектов в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон включаются материалы оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
 
9. Земельные участки в границах особо охраняемых природных территорий предоставляются в аренду в порядке, предусмотренном земельным законодательством.
 
10. Ограничения прав землевладельцев, землепользователей, собственников и арендаторов земельных участков в связи с соблюдением режима особо охраны особо охраняемых природных территорий областного или местного значения устанавливаются решением Правительства Московской области или органа местного самоуправления муниципального образования Московской области по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
 
Государственная регистрация ограничений (обременений), установленных решением Правительства Московской области или органа местного самоуправления муниципального образования Московской области в связи с соблюдением режима особой охраны особо охраняемых природных территорий, осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
 
11. Особо охраняемые природные территории областного и местного значения и их охранные зоны обозначаются на местности специальными информационными знаками.
 
 
Статья 3. Категории особо охраняемых природных территорий Московской области
 
1. В Московской области могут организовываться следующие категории особо охраняемых природных территорий областного значения:
 
а) природные парки;
 
б) государственные природные заказники;
 
в) памятники природы;
 
г) дендрологические парки и ботанические сады;
 
д) лечебно-оздоровительные местности и курорты;
 
е) природные микрозаповедники;
 
ж) особо охраняемые водные объекты;
 
з) прибрежные рекреационные зоны;
 
и) особо охраняемые геологические объекты;
 
к) пригородные зеленые зоны;
 
л) природно-исторические комплексы.
 
2. В Московской области могут организовываться следующие категории особо охраняемых природных территорий местного значения:
 
а) лечебно-оздоровительные местности и курорты;
 
б) особо охраняемые водные объекты;
 
в) городские леса и городские парки.
 
3. Правительство Московской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий.
 
 
Статья 4. Зонирование особо охраняемых природных территорий
 
С учетом категории особо охраняемой природной территории, режима особой охраны в границах особо охраняемых природных территорий областного или местного значения могут устанавливаться различные функциональные зоны, сведения о которых указываются в положении (паспорте) особо охраняемой природной территории.
 
 
Статья 5. Полномочия Московской областной Думы в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий
 
Московская областная Дума:
 
принимает законы, регулирующие отношения в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного и местного значения;
 
утверждает областные целевые программы в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
 
устанавливает порядок предоставления налоговых льгот по платежам в областной бюджет природоохранным учреждениям особо охраняемых природных территорий областного значения, а также землевладельцам, землепользователям, собственникам земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий областного значения, имеющим ограничения в их использовании в связи с соблюдением установленного режима особой охраны этих территорий.
 
 
Статья 6. Полномочия Правительства Московской области в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий
 
Правительство Московской области:
 
обеспечивает разработку схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области и утверждает ее;
 
утверждает типовые положения (паспорта) об отдельных категориях особо охраняемых природных территорий областного значения;
 
утверждает положения (паспорта) конкретных особо охраняемых природных территорий областного значения;
 
принимает решения о резервировании земель с целью последующей организации особо охраняемых природных территорий;
 
принимает решения об организации, упразднении, изменении границ, о категории, режиме охраны конкретных особо охраняемых природных территорий областного значения;
 
принимает решения о создании, реорганизации, ликвидации природоохранных учреждений особо охраняемых природных территорий областного значения;
 
принимает решения об организации охранных зон особо охраняемых природных территорий, устанавливает режим и определяет их границы в порядке, установленном законодательством;
 
организует ведение кадастра особо охраняемых природных территорий Московской области на основании сведений государственного земельного кадастра;
 
осуществляет межрегиональное сотрудничество по вопросам особо охраняемых природных территорий Московской области;
 
определяет центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, осуществляющий деятельность по управлению особо охраняемыми природными территориями областного значения;
 
разрабатывает областные целевые программы в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий и обеспечивает их реализацию;
 
осуществляет иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
 
 
Статья 7. Полномочия центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, осуществляющего деятельность по управлению особо охраняемыми природными территориями областного значения
 
Центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, осуществляющий деятельность по управлению особо охраняемыми природными территориями областного значения:
 
осуществляет подготовку материалов и вносит в Правительство Московской области обоснованные предложения об организации, изменении категории, режима, границ и упразднении особо охраняемых природных территорий в Московской области;
 
вносит в Правительство Московской области предложения о создании, реорганизации, ликвидации природоохранных учреждений особо охраняемых природных территорий областного значения;
 
вносит в Правительство Московской области предложения об организации охранных зон особо охраняемых природных территорий;
 
вносит в Правительство Московской области предложения о резервировании земель с целью последующей организации особо охраняемых природных территорий;
 
оказывает содействие органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области в подготовке материалов, обосновывающих организацию особо охраняемой природной территории местного значения;
 
разрабатывает положения (паспорта) особо охраняемых природных территорий областного значения;
 
осуществляет государственный контроль за охраной и использованием особо охраняемых природных территорий;
 
разрабатывает и обеспечивает реализацию схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области;
 
взаимодействует со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области по вопросам организации особо охраняемых природных территорий, государственного контроля, ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий Московской области, иным вопросам функционирования особо охраняемых природных территорий;
 
обеспечивает проведение комплексного экологического обследования территории и решает вопрос о разработке материалов по организации особо охраняемой природной территории;
 
осуществляет сбор, обобщение и хранение информации об особо охраняемых природных территориях областного и местного значения.
 
 
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в сфере организации и использования особо охраняемых природных территорий
 
Органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области:
 
разрабатывают и утверждают схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий местного значения;
 
участвуют в разработке схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий областного значения;
 
рассматривают и согласовывают решения об организации особо охраняемых природных территорий областного значения, а также их охранных зон или округов в границах муниципального образования;
 
рассматривают и согласовывают решения о резервировании земель для последующей организации в границах муниципального образования особо охраняемых природных территорий областного значения;
 
принимают решения об организации или ликвидации особо охраняемых природных территорий местного значения, а также их охранных зон;
 
разрабатывают и утверждают положения (паспорта) особо охраняемых природных территорий местного значения;
 
ведут государственный кадастр особо охраняемых природных территорий местного значения;
 
организуют охрану особо охраняемых природных территорий местного значения;
 
осуществляют иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
 
 
Статья 9. Планирование развития особо охраняемых природных территорий
 
1. Правительство Московской области обеспечивает разработку схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области.
 
Порядок разработки, согласования и утверждения схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области устанавливается Правительством Московской области в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Московской области.
 
2. Особо охраняемые природные территории, их охранные зоны, а также участки, зарезервированные в целях последующей организации особо охраняемых природных территорий, учитываются при разработке территориальных комплексных схем охраны природы, землеустроительной, градостроительной, лесоустроительной и иной документации.
 
 
Статья 10. Организация особо охраняемых природных территорий
 
1. Особо охраняемые природные территории областного значения организуются на основании утвержденной Правительством Московской области схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Московской области, а также по предложениям органов государственной власти Московской области, специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, юридических лиц, граждан и общественных объединений.
 
Особенности порядка образования отдельных категорий особо охраняемых природных территорий устанавливаются законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Московской области.
 
2. Предложения об организации особо охраняемых природных территорий областного значения с указанием особо ценных экологических систем и объектов, ради сохранения которых создается особо охраняемая природная территория, предполагаемых границ и площади, направляются на рассмотрение центральному исполнительному органу государственной власти Московской области, осуществляющему деятельность по управлению особо охраняемыми природными территориями областного значения.
 
Центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, осуществляющий деятельность по управлению особо охраняемыми природными территориями областного значения, обеспечивает проведение комплексного экологического обследования территории для решения вопроса об организации особо охраняемой природной территории.
 
3. Центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, осуществляющий деятельность по управлению особо охраняемыми природными территориями областного значения, организует подготовку таких материалов, как:
 
пояснительная записка о необходимости образования особо охраняемой природной территории;
 
материалы комплексного экологического обследования территории, которой предполагается придать статус особо охраняемой природной территории;
 
проект положения (паспорта) особо охраняемой природной территории;
 
графические материалы предполагаемой особо охраняемой природной территории (а при необходимости и ее охранной зоны) с указанием границ;
 
схема территории с данными по категориям земель, формам собственности, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков;
 
экономическое обоснование организации особо охраняемой природной территории с указанием необходимых затрат, в том числе компенсации убытков, возникающих в связи с изъятием земель и (или) ограничением хозяйственной деятельности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области;
 
анализ альтернативных вариантов сохранения объектов природы, находящихся на проектируемой особо охраняемой природной территории;
 
градостроительное заключение по размещению особо охраняемой природной территории;
 
согласование с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и государственными органами Московской области, перечень которых устанавливается Правительством Московской области.
 
4. Материалы, указанные в пункте 3 настоящей статьи, подлежат государственной экологической экспертизе.
 
5. На основании положительного заключения государственной экологической экспертизы Правительство Московской области принимает решение об организации особо охраняемой природной территории областного значения.
 
 
Статья 11. Охранные зоны особо охраняемых природных территорий
 
1. Охранные зоны особо охраняемых природных территорий устанавливаются без изъятия земельных участков у собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов.
 
2. В границах охранной зоны особо охраняемой природной территории могут вводиться ограничения хозяйственной и иной деятельности на:
 
работы, ведущие к изменению гидрологического режима территории;
 
изыскательские работы и разработку полезных ископаемых;
 
применение агрохимикатов и пестицидов в сельскохозяйственных целях;
 
строительство зданий, сооружений, дорог, размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий;
 
рубки главного пользования;
 
неорганизованную рекреационную деятельность, устройство стоянок автотранспорта, разведение костров за пределами обозначенных мест и площадок;
 
охоту, иные виды пользования животным миром;
 
размещение отходов производства и потребления;
 
выпас скота;
 
иные виды деятельности, которые могут повлечь нарушение режима особо охраняемой природной территории.
 
Соблюдение установленного режима хозяйственной и иной деятельности обязательно для граждан и юридических лиц.
 
3. Режим охранной зоны конкретной особо охраняемой природной территории областного значения, включая ограничения хозяйственной и иной деятельности, границы охранной зоны особо охраняемой природной территории областного значения устанавливаются с учетом категории, местонахождения особо охраняемой природной территории Правительством Московской области.
 
Режим охранной зоны конкретной особо охраняемой природной территории местного значения, включая ограничения хозяйственной и иной деятельности, границы охранной зоны особо охраняемой природной территории местного значения устанавливаются с учетом категории, местонахождения особо охраняемой природной территории органом местного самоуправления муниципального образования Московской области.
 
4. Установление на местности границ охранных зон особо охраняемых природных территорий областного и местного значения производится в порядке, определенном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
 
5. Компенсация убытков собственникам земельных участков, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, возникающих в связи с ограничением их хозяйственной деятельности, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
 
 
Статья 12. Финансирование особо охраняемых природных территорий
 
1. Финансирование расходов на содержание особо охраняемых природных территорий областного значения осуществляется за счет средств областного бюджета и других, не запрещенных законодательством источников.
 
2. Природоохранные учреждения особо охраняемых природных территорий распоряжаются в установленном порядке следующими средствами, полученными:
 
от научной, рекреационной, рекламной, издательской деятельности;
 
от использования символики особо охраняемых природных территорий;
 
в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов;
 
из других источников финансирования, не запрещенных законодательством.
 
3. Финансирование расходов на содержание особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов и других источников, не запрещенных законодательством.
 
4. Финансирование расходов, связанных с разработкой схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Московской области, осуществляется за счет областной целевой программы в сфере охраны и использования природных ресурсов.
 
 
Статья 13. Резервирование земель в целях организации особо охраняемых природных территорий и увеличения их территории
 
1. На основании утвержденной схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области и (или) градостроительной документации о градостроительном планировании развития Московской области Правительство Московской области принимает решение о резервировании земельных участков, которые предполагается объявить землями особо охраняемой природной территории областного значения.
 
2. В решении о резервировании земель указываются границы резервируемого участка, сроки резервирования, план мероприятий по организации особо охраняемой природной территории.
 
3. Резервирование земельных участков осуществляется как с введением ограничений хозяйственной и иной деятельности в их границах, так и без введения ограничений. В случае ограничения хозяйственной и иной деятельности в решении о резервировании указываются перечень ограничений и условия компенсации убытков собственникам земельных участков, землевладельцам, землепользователям и арендаторам.
 
4. Увеличение территории особо охраняемых природных территорий осуществляется в порядке, установленном для резервирования земель в целях организации особо охраняемых природных территорий.
 
5. Центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, осуществляющий деятельность по управлению особо охраняемыми природными территориями областного значения, в течение трех месяцев с даты вступления решения о резервировании земель в силу доводит до сведения собственников, арендаторов земельных участков, землепользователей, землевладельцев информацию о целях, сроках, условиях резервирования и последующего изъятия земель, в том числе путем выкупа, о порядке и условиях возмещения убытков.
 
6. Зарезервированные земельные участки, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц, подлежат изъятию (выкупу) по истечении срока, на который они были зарезервированы, но не ранее одного года с момента получения извещения.
 
7. Изъятие зарезервированного земельного участка, в том числе путем выкупа, определение выкупной цены земельного участка, прекращение права собственности, права аренды, права владения или пользования земельным участком при его изъятии осуществляются в порядке, установленном гражданским и земельным законодательством Российской Федерации.
 
 
Статья 14. Основания упразднения особо охраняемых природных территорий в Московской области
 
1. Особо охраняемая природная территория может быть упразднена в случае необратимого разрушения природных комплексов и (или) объектов, в целях охраны которых она организована.
 
2. Упразднение особо охраняемой природной территории по другим основаниям не допускается.
 
3. Решение об упразднении особо охраняемой природной территории областного и местного значения принимается соответственно Правительством Московской области и органом местного самоуправления муниципального образования Московской области на основании материалов комплексного экологического обследования особо охраняемой природной территории и заключения государственной экологической экспертизы, а в случаях, предусмотренных законодательством об особо охраняемых природных территориях - по представлению и (или) по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и (или) органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
 
 
Статья 15. Природные парки
 
1. Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, осуществляющего деятельность по управлению особо охраняемыми природными территориями областного значения, территории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
 
2. Природные парки располагаются на землях, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников.
 
3. На природные парки Московской области возлагаются следующие задачи:
 
сохранение природной среды, природных ландшафтов, растительного и животного мира; создание условий для отдыха и сохранения рекреационных ресурсов;
 
разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий.
 
4. Природные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечения прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет областного бюджета природоохранного учреждения.
 
Конкретные особенности, границы, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым Правительством Московской области по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующим органом местного самоуправления муниципального образования Московской области.
 
5. На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков.
 
6. Использование, охрана, защита и воспроизводство лесов на территориях природных парков осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
 
 
Статья 16. Государственные природные заказники
 
1. Государственными природными заказниками Московской области являются особо охраняемые природные территории областного значения, имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса.
 
2. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у землепользователей, землевладельцев, арендаторов и собственников земельных участков.
 
3. Государственные природные заказники Московской области образуются Правительством Московской области по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
 
4. Для обеспечения функционирования государственных природных заказников могут создаваться природоохранные учреждения, находящиеся в ведении центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, осуществляющего деятельность по управлению особо охраняемыми природными территориями областного значения.
 
5. Землевладельцы, землепользователи, арендаторы и собственники земельных участков, расположенных в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный режим особой охраны.
 
 
Статья 17. Памятники природы
 
1. Памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения, нуждающиеся в особой охране для сохранения их естественного состояния.
 
Памятниками природы Московской области могут быть объявлены:
 
эталонные участки нетронутой природы;
 
места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе на границах их ареалов;
 
участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений и т.п.), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики;
 
природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;
 
уникальные формы рельефа и связанные с ними ландшафты;
 
местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;
 
отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители, имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, холмы, ледники, валуны, водопады, скалы, проявления карста, пещеры, гроты и т.п.).
 
2. Природные объекты и комплексы Московской области могут быть объявлены памятниками природы областного значения, а занимаемые ими территории - особо охраняемыми природными территориями областного значения по решению Правительства Московской области, согласованному со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
 
3. Земельные участки, занятые природными объектами и комплексами, объявленными памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов.
 
В случае необходимости изъятия земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы осуществляется постановлением Правительства Московской области по согласованию с Правительством Российской Федерации.
 
4. В случае объявления природного объекта и комплекса памятником природы без изъятия земель у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов, на землях которых находятся памятники природы, они принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы.
 
5. Границы и режим особой охраны территории памятника природы устанавливаются Правительством Московской области с учетом особенностей природного объекта или природного комплекса, признанного памятником природы, его местонахождения и допустимого использования.
 
 
Статья 18. Дендрологические парки и ботанические сады
 
1. Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями.
 
Территории дендрологических парков и ботанических садов областного значения предназначаются для создания специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществления научной, учебной и просветительской деятельности.
 
2. Дендрологические парки и ботанические сады располагаются на землях, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование.
 
3. На территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.
 
 
Статья 19. Лечебно-оздоровительные местности и курорты
 
1. Территории, обладающие природными лечебными ресурсами (минеральными водами, лечебными грязями, лечебным климатом) и пригодные или используемые для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения, могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям или курортам областного либо местного значения.
 
2. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом областного значения постановлением Правительства Московской области по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
 
Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения по решению органа местного самоуправления муниципального образования Московской области, согласованному с Правительством Московской области.
 
3. В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.
 
4. В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта.
 
5. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей или курортов областного либо местного значения устанавливаются Правительством Московской области.
 
Запрещение или ограничение хозяйственной деятельности в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
 
6. Природные лечебные ресурсы могут предоставляться юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний на основании лицензий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
 
 
Статья 20. Природные микрозаповедники
 
1. Природными микрозаповедниками являются небольшие по площади (не более 50 гектаров) особо охраняемые природные территории, предназначенные для охраны компактных мест произрастания, обитания, размножения редких и исчезающих видов растений и животных в целях восстановления их численности.
 
2. Организация микрозаповедника осуществляется с изъятием земельных участков у собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей, арендаторов.
 
3. На территории мирозаповедников запрещается хозяйственная или иная деятельность, несовместимая с режимом особой охраны микрозаповедника, включая все виды рубок леса, распашку земель, применение агрохимикатов и химических средств борьбы с вредителями леса, геологоразведочные работы, действия, изменяющие гидрологический режим.
 
 
Статья 21. Особо охраняемые водные объекты
 
1. Особо охраняемыми водными объектами являются природные водные экосистемы, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.
 
К особо охраняемым водным объектам областного значения могут быть отнесены:
 
водно-болотные угодья;
 
реки и озера (их части), представляющие собой уникальные природные ландшафты;
 
зоны охраны истока или устья рек;
 
родники;
 
болота, являющиеся местом произрастания и обитания ценных реликтовых угодий;
 
иные водные объекты, рассматриваемые в неразрывной связи с лесами, животным миром и другими природными ресурсами, подлежащими особой охране.
 
2. Особо охраняемый водный объект может быть самостоятельной особо охраняемой природной территорией либо являться частью особо охраняемой природной территории.
 
3. Особо охраняемые водные объекты местного значения организуются по решениям органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, принимаемым в отношении обособленных водных объектов, находящихся в муниципальной собственности.
 
4. Особо охраняемые водные объекты могут полностью или частично изыматься из хозяйственного и иного использования на основании решения Правительства Московской области по представлению специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда и специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
 
 
Статья 22. Прибрежные рекреационные зоны
 
1. Прибрежными рекреационными зонами являются природные комплексы берегов водных объектов, используемые или потенциально пригодные для пикниковой, пляжной, туристической и иной нестационарной и полустационарной рекреации и нуждающиеся в особом режиме охраны окружающей среды и регулировании андропогенной нагрузки.
 
2. Прибрежные рекреационные зоны объявляются особо охраняемыми природными территориями областного значения Правительством Московской области по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, на территории которых они расположены, с целью сохранения биологического и ландшафтного разнообразия прибрежных природных комплексов, реализации эффективных методов охраны природы и поддержания экологического баланса, упорядочения рекреационного использования территорий и прилегающих акваторий.
 
К прибрежным рекреационным зонам могут быть отнесены:
 
водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов;
 
живописные берега водохранилищ и прудов;
 
участки леса вдоль берегов водных объектов.
 
3. Организация прибрежных рекреационных зон может осуществляться как с изъятием земельных участков у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, так и без изъятия.
 
Право прохода, проезда граждан по земельным участкам, включенным в состав прибрежных рекреационных зон, обеспечивается путем установления публичного сервитута. Государственная регистрация ограничений (обременений), установленных в публичных интересах решением Правительства Московской области, осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
 
4. Режим особой охраны прибрежных рекреационных зон определяется с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области для водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, и иных законодательно установленных ограничений.
 
 
Статья 23. Особо охраняемые геологические объекты
 
1. Участки недр, имеющие особое научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение, могут быть отнесены к особо охраняемым геологическим объектам.
 
2. В случае обнаружения редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки или культуры, пользователи недр обязаны незамедлительно приостановить работы и сообщить об этом органам, предоставившим лицензию, и центральному исполнительному органу государственной власти Московской области, осуществляющему деятельность по управлению особо охраняемыми природными территориями областного значения.
 
3. Особо охраняемые геологические объекты областного значения выделяются по решению Правительства Московской области, согласованному со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
 
 
Статья 24. Пригородные зеленые зоны
 
1. Пригородные зеленые зоны выполняют природоохранные, санитарно-гигиенические, физкультурно-оздоровительные, рекреационные функции и устанавливаются за пределами черты городских поселений.
 
Пригородные зеленые зоны Московской области относятся к особо охраняемым природным территориям областного значения.
 
2. Статус, границы и режим пригородных зеленых зон в Московской области устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
 
 
Статья 25. Городские леса и городские парки
 
1. Городские леса и городские парки в пределах городской черты являются особо охраняемыми природными территориями местного значения и выполняют экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции в городах.
 
2. Городские леса и городские парки организуются как особо охраняемые природные территории по решению органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
 
3. Хозяйственная деятельность должна осуществляться с учетом мер по охране природных объектов, расположенных в пределах городских лесов и городских парков.
 
4. Управление городскими лесами и городскими парками осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
 
5. Порядок ведения лесного хозяйства городских лесов и городских парков, а также использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов устанавливается Правительством Московской области в соответствии с лесным законодательством.
 
 
Статья 26. Природно-исторические комплексы
 
1. Природно-историческими комплексами являются территории, имеющие природоохранное, научное, историко-культурное, рекреационное и эстетическое значение и содержащие комплексы и объекты природного и антропогенного происхождения.
 
2. Природно-исторические комплексы областного значения образуются Правительством Московской области по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
 
3. Организация природно-исторических комплексов может осуществляться как с изъятием земельных участков у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, так и без изъятия.
 
4. Земли в границах природно-исторических комплексов могут быть ограничены в использовании в соответствии с режимами особой охраны.
 
5. Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков в границах природно-исторических комплексов обязаны соблюдать требования установленного режима особой охраны.
 
 
Статья 27. Охрана особо охраняемых природных территорий в Московской области
 
1. Организация охраны особо охраняемых природных территорий областного значения осуществляется в порядке, определяемом Правительством Московской области.
 
2. В случаях и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации, охрана природных комплексов и объектов в составе особо охраняемых природных территорий осуществляется специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
 
3. Органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области могут осуществлять охрану особо охраняемых природных территорий местного значения через специально созданные для этой цели структурные подразделения, наделенные соответствующими полномочиями.
 
4. Граждане и юридические лица оказывают содействие государственным органам в организации мероприятий по охране особо охраняемых природных территорий.
 
 
Статья 28. Вступление настоящего Закона в силу
 
1. Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
 
2. С момента вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
 
Закон Московской области N 12/97-ОЗ "О природных парках Московской области";
 
решение Московской областной Думы от 02.03.1994 N 5/9 "Об утверждении порядка объявления государственных природных заказников местного (областного) значения и порядка объявления природных объектов памятниками природы местного (областного) значения в Московской области".
 
 
Губернатор
 
Московской области
 
 Б.В. Громов 
 
23 июля 2003 г.
 
N 96/2003-ОЗ
 
 
Принят постановлением
 
Московской областной Думы
 
от 2 июля 2003 г. N 2/63-П
 
 

Скачать файл с нормативным документом
Количество просмотров: 13247

Нормативы
Регистрация

База данных

Главная
по регионам
по алфавиту
скидки
торговые марки
поиск

Посетителю

Регистрация
Новости
Доска объявлений
Форум
Строймаркет
Статьи
Каталог ссылок
Биржа труда

Информация

Реклама на сайте
Календарь выставок
Выставочные центры
О компании
Схема проезда

Статистика

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования
© ООО "ССА-ИНФО" 2000-2015 Москва, Россия
^ Наверх